Связь
универсальных учебных действий
с внеурочной деятельностью
В широком значении термин «универсальные
учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно
определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с
ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых
знаний.
Определено, что УУД - это действительно формулировка результатов
образования, но и результатов внеурочной деятельности тоже. Ученик должен уметь учиться не только
овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к
сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД
способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его
деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.
Следует отметить, что при рассмотрении понятия УУД обсуждались различные
моменты с лучшими учителями-практиками, мнением которых стало то, что ребенок в
своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной, так и во внеурочной
деятельности, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в
любой области.
В нашей школе ведётся работа по всем направлениям
внеурочной деятельности – это:
Направления внеурочной
деятельности
|
Форма, название
|
Программа
|
Спортивно-
оздоровительное
|
ОФП
|
«Общая физическая»
|
Лёгкая атлетика
|
«Лёгкая атлетика»
|
Хоккей
|
«Я хоккеист»
|
Художественно-
эстетическое
|
Танцевальный
|
«Я вхожу в мир танца»
|
Духовой кружок
|
«Духовой оркестр»
|
Кружок «Страна мастеров»
|
«Бумагопластика, бисероплетение»
|
Научно-познавательное
|
Шахматный кружок
|
«В мире шахмат»
|
Клуб «Почемучка»
|
«Наглядная геометрия»
|
Военно-патриотическое.
Проектная деятельность.
|
Патриотический кружок
|
«Я, семья и Родина моя»
|
Особое место в формировании
УУД всех видов занимает кружковая работа,
т.к. здесь происходит дальнейшее
развитие таких способов деятельности, которые способствуют самостоятельному
усвоению новых знаний и умений. Кружки,
которые ведутся у детей моего класса,
имеют разную направленность.
В
системе патриотического воспитания учащиеся занимаются в кружке «Я, семья и
Родина моя», что включает в себя работу с родителями и различными источниками
информации. Первоклассники учатся ориентироваться в библиотечном
пространстве, получают первые навыки работы с книгой, журналом, газетой,
учатся собирать информацию среди
родственников, выполняют коллективные проекты по своей родословной, работают с
различными ресурсами информации. Красной
нитью в данном направлении проходит социально-значимая деятельность. На занятиях формируются коммуникативные УУД
при взаимодействии в парах, во время запроса информации у учителя, регулятивные
– в ходе работы над проектами, а также личностные – при совместной работе по
сбору информации для проектов. В целом дети выполняют творческую работу.
Следующее направление - художественно-эстетическое
включает в себя три кружка. Занятия по ритмике способствуют формированию
регулятивных УУД, а также личностных, позволяющих детям проявить себя в танце.
Хореограф привлекает детей к музыкально-танцевальному творчеству. Игра на
духовых инструментах развивает все виды УУД, а так- же способствует
оздоровлению детей, через дыхательную гимнастику.
Занимаясь в кружке «Страна мастеров», дети учатся работать
с бумагой (складывание, аппликация, резание, конструирование и т.д.). На
занятиях формируются регулятивные УУД, ребята выполняют действия в определенной
последовательности, занятия носят деятельностный характер и развивают
познавательные и коммуникативные УУД.
Цикл научно-познавательного направления
включает в себя курс по программе «Наглядная геометрия», что
позволяет учащимся изучать не только правила по математике, но и приобрести
навыки практической деятельности. Первоклассники на этих занятиях работают
над формированием не только
познавательных УУД, когда устанавливают логические связи, анализируют и делают
выводы, но и коммуникативных при тренировке
алгоритма доказательной речи, а также личностных - при обсуждении
различных вопросов и тем предмета.
Спортивно-
оздоровительная деятельность проходит в спортивном, тренажерном зале, а также
на хоккейной коробке. Ведёт её учитель
физической культуры. Эти занятия способствуют в области регулятивных действий- развитию умений
планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия, в области
коммуникативных действий- развитию взаимодействия, ориентации на партнёра,
сотрудничеству и т. д.
В основе всех занятий
лежит системно-деятельностный подход.
Таким образом, формирование УУД
обеспечивает решение задач общекультурного, ценносто-личностного,
познавательного развития учащихся, реализуемого в рамках целостного
образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в
метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества, решения
важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае
создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и
заинтересованности в каждом ребенке.
Источник: http://методический материал по стандартам 2 поколения |